Понятие и сущность конституций виды конституций – 39. Понятие и сущность конституции, ее виды.

39. Понятие и сущность конституции, ее виды.

Конституция — явление сложное, многоплановое и сложное, разл. теор. аспекты этого явления составляют учение о Конституции. Конституция явл-ся предметом изучения философских, историч., политологич. и юр. наук. Конституция составляет правовую основу КП, явл-ся его источником => явл-ся предметом его изучения. Вопросит. Формы содержания Конституции, его исторического назначения до сих пор явл-ся дискуссионными. Конституция (лат. constitucio) — устройство, установление, учреждение. В Ср. Века такими актами, как Конституция, закреплялись права феодалов.

Современное понятие Конституция приобрела 200 лет назад. Впервые Конституция была принята в 1787 в США, затем в 1791 во Франции, Польше. Конституция, как осн. закон гос-ва появ-ся в историч. Эпоху, хар-ся наступлением юр. рав-ва граждан и подданных и олицетворяла собой эти рав-ва, закрепляя права и свободы человека, ограничивала всевластие гос монархии.

1) Сущность Конституции в том, что это осн. з-н гос-ва вообще и осн. з-н насчет избират. права, представляет учреждения, их компетенцию и прочее, выражающее действительное соотношение сил в классовой борьбе. (Ленин).

2) Конституция — универсальный правовой акт высшего юр. ранга, ~ регулирует устройство гос-ва, принципы его орг-ции.

3) Конституция — совок-ть и т.д. правоположений, определяющих внешние органы гос-ва, порядок призвания их и отправление их функции, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к гос власти. Это центр правовой сис-мы => осн. ывсшая норма, что предполагает признание недействительными норм, выработанных без соблюдения форм и процедур, предусмотренных Конституцией. Конституция утверждает превосходство учредительной власти над учрежденной.

4) Питер Хотт (Канада). Конституция — это закон об осуществлении власти органами гос-ва. Это зеркало, отражающее душу нации, что она д. защищать ценности нации.

Конституция — осн закон или сис-ма законов, закрепляющих основы обществ. и гос. устройства страны, сис-му ее гос. органов, осн. начала их орг-ции и дея-ти, основы правового статуса человека и гражданина, и устанавливающие порядок внесения в Конституцию поправок, изменений и дополнений.

Типы и виды Конституций соврем. гос-в.

В ходе историч. эволюции сложились 2 группы Конституций.

1) Старые Конституции — приняты в условиях, сильно отличающихся от современных, действующих и сейчас, но с внесением изменений и дополнениями. США, Норвегия, Болгария, Швейцария, Англия. (В I мировую войну в Австрии). Осн законы гос-ва.

2) Конституции нового поколения — после II мировой войны (Германия, Италия, Франция). Осн закон

гражданского общ-ва, права человека.

Виды Конституций.

I.

1) Писанные — единый, кодифицированный осн. закон гос-ва и общ-ва, устанавливающий гос. строй страны…, изложенный в опред. логич. сис-ме, возникшие в 18 веке (I Конституция США, затем Франция и Польша).

2) Неписаные — система, совок-ть закнов Конституционных обычаев, судебно-конституционных прецедентов, в ~ закреплены основы обществ.-гос. строя страны, права человека и т.д. Она некодифицированна, не состоит из единого правового акта.

II. По способу принятия:

1) Демократическая — конституц. референдумы, конвенты.

2) Недемократич. — октроированные — дарованные сверху (Непал, СССР-1936г).

III. По способу внесения в Конституцию (действующую) поправок.

  1. Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текста происходит в усложненном порядке, чем принятие проекта з-на (Зап. Страны, США, Япония, Соврем. Российская Конституция).

2) Гибкие — изменения в обычном законодат. порядке.

Конституции также различны по форме гос. устройства, по форме правления (республика/монархия).

studfiles.net

6. Понятие, виды и сущность конституций в зарубежных странах.

Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основ ной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

В современной науке конституционного права термин «конституция употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая.Фактическая конституция —это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.Конституция юридическая —это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.

В какой-то мере несовпадение норм и фактических отношений есть всегда, например в результате того, что конституция «стареет», что \ имеет место в США. Но если возникает противоречие между принципами конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя (например, между нормами о широких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становится

фиктивной.

Структура конституции.Юридическая конституция может пред­ставлять собой один документ (это консолидированная, или кодифициро­ванная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира. Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации. Законодательный акт, составляющий консолидиро­ванную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция».

В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифициро­ванная, конституция).

В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конститу­ции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и мно­гие другие факторы общественной жизни. Прогрес­сивная демократическая конституция способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению назревших социально-экономических реформ.

Представители разных юриди­ческих школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный дого­вор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепле­ния ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как

юридического документа(в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в особом ее содержа­нии (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли кон­ституции как юридической основы текущего законодательства, в повы­шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.

Как политический документконституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда господство определенных слоев насе­ления или военно-политических группировок, регулирует политический процесс в обществе.

Как идеологический документконституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руково­дящими силами социально-политическую доктрину, определенное ми­ровоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в конституции.

Конституции различных стран, даже принимаемые в рамках одного и того же строя, существенно отличаются друг от друга как по характеру принятия, по их форме, так и по содержанию.

По характеру принятия и оформления конституции делятся на писаные и неписаные. К писаным относятся те конституции, которые признаются основными законами, обладают высшей юридической силой и принимаются в особом, более сложном, чем простые законы, порядке. Такие акты существуют в подавляющем большинстве стран. Они могут состоять из одного, двух или нескольких документов. В большинстве зарубежных стран основной закон представляет собой единый документ, в Дании — два документа, в Швеции — четыре. При наличии нескольких актов, являющихся составной частью конституции, один из них, как правило, признается основополагающим, а другие как бы дополняют его. Таким актом в Швеции является документ, который называется «Форма правления».

К неписаным конституциям относятся те нормативные документы конституционного характера, которые принимаются в том же порядке, что и любые другие законы. Обычно таких актов бывает несколько, как это имеет место в Великобритании и Новой Зеландии. Для неписаных конституций характерно и то, что принимаемые парламентами этих стран акты конституционного характера дополняются конституционными соглашениями, т.е. обычаями, которые регулируют важнейшие вопросы, связанные с осуществлением государственной власти. К таким обычаям относятся в Новой Зеландии существование в рамках правительства Кабинета как более узкого его ядра, взаимоотношения парламента с правительством и генерал-губернатором и ряд других.

В Великобритании помимо нескольких биллей конституционного характера (статутное право) и конституционных соглашений в текст конституции включаются такие источники, как прецеденты (прецедентное право), которые основываются на общих принципах справедливости. К ним относятся, например, судебные решения в сфере прав и свобод граждан. Многие государствоведы считают, что в британскую конституцию входят также доктринальные источники, т.е. мнения выдающихся британских ученых — таких как Блэкстон, Милль, Дайси, Локк, — к которым прибегают в случае пробелов в конституционном праве

Великобритании. Однако это утверждение является небесспорным, поскольку государственные органы, и прежде всего судебные, не обязаны прибегать к их мнению, хотя на практике иногда это делают.

К странам с неписаной конституцией можно отнести те, в которых в результате произошедших переворотов старые конституции были отменены, а новые еще не приняты и все вопросы, связанные с осуществлением государственной власти, регулируются на основе фактически сложившихся отношений.

Конституции различных государств отличаются друг от друга по форме, по объектам конституционного регулирования, по содержанию правовых норм. Указанные различия зависят прежде всего от соотношения сложившихся в обществе политических сил, от господствующих воззрений на природу власти и назначение разного рода государственно-правовых институтов у тех политических сил, которые заняли лидирующее положение в обществе на момент принятия соответствующей конституции. Но эти различия зависят также от других факторов объективного и субъективного характера. К таковым можно отнести исторические традиции, уровень общественного сознания, конкретные условия, существующие в данном государстве, необходимость расширения пределов конституционного регулирования, субъективные желания законодателя и др.

Некоторые конституции содержат Преамбулу. Связано это чаще всего с тем, что они принимаются в особые, переломные моменты в истории страны. Так, конституции Испании, Португалии, Германии, Японии в своих преамбулах отражают естественное после ликвидации фашизма стремление к построению свободного демократического мирного государства, Преамбула к Конституции Ирландии и Индии — создание независимого государства, к Конституции США — образование федерации.

Заметный отпечаток на содержание основных законов накладывают исторические традиции. Так, в Швеции традиционно, начиная с XVIII в., к числу конституционных актов относится Акт о свободе печати. Он свидетельствует о том значении, которое придается в стране этой важной демократической свободе и свободе информации граждан.

Конституции могут состоять из разделов, частей и глав, разделенных на отдельные параграфы или статьи. В то же время Конституция США разделена на статьи, которые включают в себя разделы. Такие различия чаще всего зависят от субъективной воли законодателя.

Различия в содержании конституций обусловлены разными обстоятельствами: временем их принятия, степенью демократичности государства, государственным устройством, субъективными факторами. Так, в старых конституциях главы, посвященные правам граждан, либо вовсе отсутствовали, либо состояли всего из нескольких статей, чаще всего закрепляющих личные права и свободы. Большинство современных конституций содержат разделы (главы), регламентирующие основные права и свободы, государственное устройство страны, систему и порядок формирования государственных органов, а часть из них определяет и основы организации местного самоуправления.

В странах с федеративной формой государственного устройства содержание конституций может зависеть от большей или меньшей силы централизаторских тенденций. Так, в некоторых конституциях федераций имеются разделы, регламентирующие систему не только федеральных органов, но и органов власти субъектов федерации, а также формы контроля за деятельностью последних со стороны федеральных властей (Австрия, Бельгия, Индия), чего нет, например, в Конституциях США и ФРГ.

Основные законы государств, входящих в различные наднациональные сообщества, отразили условия вхождения этих государств в указанные сообщества, например в Европейский Союз.

И все же немало особенностей конституций вытекает из субъективной воли законодателя, проявляющейся в закреплении определенного круга предметов правового регулирования и более всего в степени детализации правовых норм. Некоторые из основных законов содержат столь общие нормы тех или иных институтов, что они не могут иметь прямого действия и применение их требует издания специальных законов. Примером же чрезмерной детализации является Конституция Индии, состоящая из 395 статей и нескольких приложений. В ней содержатся, например, нормы, достаточно подробно определяющие структуру и порядок деятельности государственных органов, вопросы, относящиеся к их формированию, и ряд других, которые обычно регулируются регламентами и простыми законами.

Конституции отличаются друг от друга и по времени их действия. Данный критерий позволяет говорить о постоянных и временных конституциях. Временный характер обычно имеют основные законы, принятые в переломные для истории страны моменты, как это имело место в Португалии после ликвидации фашизма, где в 1974 г. были введены Временные конституционные положения. В качестве временного был принят и Основной закон ФРГ, хотя фактически он действует постоянно.

studfiles.net

Понятие и сущность конституции, формы и виды конституций — МегаЛекции

Термин «конституция» (от лат. constitutio — установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлении и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, в котором закреплялось бы его устройство.

Конституции в собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны зафиксировать экономическое и политическое господство буржуазии.

Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона.

Современная юридическая наука классифицирует существующие конституции по различным критериям.

1. По форме действующие конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная — это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций.

2. По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия — временные и постоянные .Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории имели место случаи принятия конституций на определенный срок .

3. В зависимости от способа принятия или изменения конституции делятся на гибкие (изменяемые в обычном законодательном порядке) и жесткие (принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом)



4. По форме правления, определенной самой конституцией, они делятся на монархические и республиканские.

5. В зависимости от формы государственного устройства конституции классифицируются на федеративные, унитарные и конфедеративные.

6. По закрепленному политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.

2. Основные этапы развития Конституции России

В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, которые носили конституционный характер возникли в начале двадцатого века.

Первым законодательным актом, имевшим конституционное значение стал Манифест 17 октября 1905 года, который провозгласил введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Государственной Думы. В апреле 1906 года были приняты «Основные государственные законы», определившие двухпалатную парламентскую систему, однако устанавливающие, что вместе с Думой и Государственным советом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретает силы. В октябре 1905 года актом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений» была осуществлена реорганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий орган С 1906 года каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета Указом «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» от 11 декабря 1905 года значительно расширен круг избирателей.

О конституционном характере «Основных государственных законов» свидетельствует то, что их изменение могло осуществляться только по инициативе императора.

До 1917 года был принят ряд актов, развивающих положения основных законов: Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое положение о выборах; Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений, Указ о роспуске Государственной думы от 25 февраля 1917 года и др.

В результате октябрьского переворота к власти пришла новая политическая сила, с появлением которой связано принятие конституции социалистического типа. Первая советская конституция России была принята 10 июля 1918 года, которая закрепляла диктатуру пролетариата и власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,

установление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации человека человеком,

установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;

создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности,

равноправие трудящихся.

Конституция РСФСР 1918 года носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых советских республик Белорусской (1919 года), Украинской (1919 года), Азербайджанской (1921 года), Армянской (1922 года), Грузинской (1922 года).

После образования Союза ССР в 1922 году на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 года, а на ее основе — новая Конституция РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие Российской Конституции шло на основе общесоюзной конституции и в строгом соответствии с ней.

В середине 30-х годов в советском союзном государстве было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления.

В 1937 г. была принята новая Конституция РСФСР, которая отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав, ввела новую систему представительных органов государственной власти; расширила конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан.

В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе в 1978г. была принята Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г., хотя и со значительными изменениями и дополнениями. В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция России, положившая начало новому этапу конституционного развития страны.

Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского общества. Сущность этих преобразований состоит в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от всевластия советов к разделению властей, к построению демократического правового государства. Многочисленные изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 года не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

Какие принципиально новые положения содержатся в Конституции Российской Федерации 1993 г.?

По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 «Основы конституционного строя».

Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства.

В Конституции Российской Федерации 1993г. последовательно проведен классический принцип государственности — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст. 10).

Важной конституционной новеллой является положение об особой защите установленной системы государственной власти. Как подчеркивается в ст. 3 «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение в закреплении института частной собственности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе, Конституция Российской Федерации 1993 г устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.

Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. устанавливает светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Россия провозглашена правовым государством .В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции РФ и ее прямом действии на всей территории государства, о соответствии Конституции законов и иных правовых актов, об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 г впервые в нашем законодательстве устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Важное значение имеет также впервые закрепленный в Конституции принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В Конституции 1993г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию.

Для сохранения целостности, да и самого существования России принципиальный характер имеет ликвидация в Конституции России 1993 г понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты федерации равноправны.

Конституция 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция 1993г. выводит Президента из системы исполнительной власти и ставит его на особое самостоятельное место в системе федеральных органов государственной власти. По существу Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложены определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти федерации и др.

Конституция РФ 1993г устанавливает различный порядок формирования, численность, особый статус, сферу полномочий, порядок работы Федерального Собрания Российской Федерации. По существу, в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству парламентов стран мира.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ, ВИДЫ КОНСТИТУЦИИ


Содержание и сущность конституционно-правовых отношений

27.01.2011/курсовая работа

Понятие правового отношения в конституционном праве Российской Федерации, его основные субъекты (народ, гражданское общество, государство) и объекты (свобода, жизнь, власть). Определение абсолютной, конституционной и смешанной правосубъектности.

Классификация конституций

21.10.2004/курсовая работа

Понятие и сущность конституции. Разработка, принятие и изменения конституции. Виды конституций. Конституция в так называемом материальном смысле — это акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые гарантируют права и свободы человека.

Конституционное право граждан на жилище

12.03.2009/реферат

Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

Конституция, как основной закон государства и общества

17.12.2002/дипломная работа

Общая характеристика конституции. Структура, форма, функции и сущность конституции. Классификация конституций. Конституция Российской Федерации. Конституционность государства и правовая охрана Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного права США

3.12.2008/курсовая работа

Общая характеристика и сущность конституционного развития в Соединенных Штатах Америки. Структура, основные изменения Конституции Америки. Особенности принципа разделения властей как основа конституционализма в США. Местное самоуправление и управление.

Теория и организация государственной службы

12.12.2008/курсовая работа

Особенности и сущность конституционных основ государственной службы как механизма государственного управления. Характеристика подготовки и организации прохождения государственной службы в департаменте социальной защиты населения Кемеровской области.

Основные изменения в конституционно-правовой системе Франции и Англии в ХІХ в.

6.01.2011/курсовая работа

Понятие и сущность конституции в различных странах. Особенности конституции и правовой системы Французской Республики и Великобритании, статус президента и монарха. Парламент и правительство во Франции и Великобритании: порядок формирования, полномочия.


referatwork.ru

сущность, понятие, структура и виды. Сущность Конституции РФ :: BusinessMan.ru

Конституция — это основной закон в России и во многих других государствах. Данный правовой акт — основополагающий с точки зрения организации системы политического управления, определения принципов развития экономики и общества, создания механизмов защиты прав и свобод человека. Какова специфика такой юридической категории, как конституция? В чем особенности основного закона РФ?

Определение термина

В чем заключается понятие и сущность конституции государства? Термин, о котором идет речь, латинского происхождения. Он представляет собой транскрипцию слова constitutio, которое имеет такие значения, как «устройство, «установление», или, например, «учреждение». В контексте государства и права данный термин стал применяться еще в Древнем Риме. Под конституциями в римской правовой системе понимались акты, в рамках которых императорская власть учреждала некоторые виды норм и порядков. Однако в период после распада Римской империи и в Средневековье данный термин использовался не слишком активно, хотя в теории и практике политического управления наблюдался.

В конце 18 века В США, Франции и Польше состоялось принятие основных законов государства, имеющих высшую юридическую силу. Понятие и сущность конституции в то время были достаточно близки современной интерпретации специфики данного правового акта. Этот документ понимался как ключевой правоустанавливающий источник, на основе которого должна была строиться вся национальная юридическая система. Ни один из актов, принятых на уровне государственной власти, не должен был противоречить Главному закону страны.

Какова современная трактовка конституции? Сущность данного источника права в распространенных источниках раскрывается в рамках подхода, предполагающего прежде всего, что подобные законодательные акты первичны относительно иных законов и источников норм, принимаемых в государстве. Основная цель внедрения конституции в стране — определить ключевые принципы, в рамках которых политическая власть осуществляет управление социумом, экономикой, выстраивает государственные институты.

Конституция и разделение властей

Однако не только социально-политическая сущность конституции предопределила востребованность подобных источников права в отдельных странах, а затем и по всему миру. Дело в том, что данного типа правовой акт оказался удачным инструментом внедрения новых для некоторых государств принципов управления. Так, например, в политической системе США с принятием конституции фактически впервые в мире в масштабах национального государства был реализован принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. До этого он был подробно рассмотрен в научных изысканиях теоретиков, но в практике выстраивания национальных моделей политического управления активно не внедрялся.

Конституция РФ, утвержденная в 1993 году, также провозгласила принцип разделения властей на три ветви как ключевой механизм государственного управления. Этому предшествовали положения в Декларации о суверенитете РСФСР. В СССР до перестройки подобные концепции не получали распространения — страна управлялась посредством вертикально интегрированной модели советов, объединявших в себе как законодательные, так и исполнительные полномочия.

Функции конституций

Конституции современных государств характеризуются не только правоустанавливающей функцией. Соответствующие признаки основных законов могут быть разными. Так, например, важны социальные функции конституций, которые могут выражаться в экономическом, культурном, воспитательном аспектах. Основной закон также может быть инструментом патриотического воспитания. Например, принятие такого документа, как Конституция РФ, стало событием настолько значимым для гражданского общества России, что приобрело статус государственного праздника.

Специфические признаки конституции

Чем отличается Основной закон государства от иных нормативных актов, не считая первичности в аспекте юридической силы? В современной трактовке главный отличительный признак — непосредственное участие народа в его принятии. Так, Конституция РФ утверждалась в рамках общенационального референдума. Другой признак рассматриваемого типа правового акта — многоступенчатая процедура корректировки положений, а также наличие барьеров к какому-либо изменению отдельных ее частей. Таким образом, конституция должна быть самым стабильным из всех законов, что принимаются в государстве.

Содержание

Первые мировые образцы основного государственного закона, а также теоретические концепции, отражающие понятие, сущность, функции конституции, предполагали, что в соответствующем правовом акте будут регулироваться правоотношения в трех основных аспектах: личных правах и свободах человека, организации политических институтов, а также принципах административного устройства государства.

Но со временем в структуру основных законов стали включаться положения, касающиеся внешнеполитических коммуникаций, развития экономики, общества. Права и свободы человека в различных аспектах начали конкретизироваться, стали затрагиваться вопросы экологии, надзора. По мере развития международных коммуникаций в национальные конституции государств также внедрялись необходимые корректировки. Так, например, в 1992 году в основном законе Франции появился раздел, в который были включены положения, отражающие специфику взаимодействия государства с Европейским Союзом.

В современных странах понятие, сущность, функции конституции связаны главным образом с правовыми нормами, которые закрепляют основы государственности, права и свободы личности, административное устройство государства, принципы формирования органов власти на разных уровнях, ключевые аспекты социально-экономического развития и международного сотрудничества.

Классификация: фактор кодификации

Сущность и содержание конституции мы исследовали. Теперь рассмотрим, каковы самые распространенные разновидности соответствующих правовых актов. Основные законы России, США и большинства современных государств — это документальные источники, они имеют письменную форму и формируют первую категорию актов рассматриваемого типа — писаные конституции.

Неписаные законы

Однако есть соответствующего типа правовые акты, не кодифицированные в рамках отдельного документа. Так, например, Великобритания не имеет самостоятельной конституции, но ее функции фактически выполняет совокупность различных законов, судебных прецедентов, правовых обычаев. Конституция, которая де-юре не принята, но де-факто действует посредством иных источников права, относится к категории неписаных. В политической теории выделяются также и иные виды и критерии классификации конституций. Спектр их разновидностей достаточно широкий. Так, конституция может быть обозначена как дарованная, фактическая, реальная, гибкая, жесткая. Однако большинство из них так или иначе будут относится к писанным или же тем, что не кодифицированы в рамках отдельного документа.

Особенности Конституции РФ

Рассмотрев сущность и виды конституции, исследуем специфику соответствующего источника права, принятого в России. Как мы отметили выше, он был принят при непосредственном участии населения страны на референдуме, который прошел 12 декабря 1993 года.

Принятие Конституции РФ было необходимо с точки зрения юридического закрепления основных принципов управления новым государством и его экономикой, развития социума, выстраивания международных отношений. Выше, где мы рассматривали понятие, сущность и виды конституций, нами были выделены два типа основных законов — кодифицированные и неписаные. Для РФ, как полагают эксперты, приемлем был только первый вариант.

Несмотря на довольно резкий отказ от коммунистических принципов и переход к свободному рынку, понятие и сущность Конституции РФ были связаны с необходимостью выстраивания социального государства, где каждый гражданин, несмотря на капиталистические приоритеты в развитии экономики, имел бы возможность успешно развиваться в справедливых условиях.

Основная часть положений главного закона России связана с принципами выстраивания механизма государственной власти. Как и во многих других странах, сущность и структура Конституции РФ отражают правовые механизмы, необходимые государству для вовлечения в процесс развития человека и общества.

В положениях ключевого закона страны отражены полномочия, характерные для тех или иных государственных должностей и органов власти, закреплен принцип независимости местного самоуправления. В Конституции фактически отражена необходимость комплектования в РФ мощных вооруженных сил: на уровне основного закона страны сказано, что служба в армии — почетный долг россиян.

Система законов в соответствии с Конституцией РФ

Сущность Конституции РФ предопределила следующую модель субординации различных источников права. На верхней ступени — собственно, сам основной закон государства. Далее по значимости — федеральные конституционные законы. Касательно следующей ступени, отражающей юридическую силу правовых актов, в среде российских юристов наблюдаются активные дискуссии. Некоторые эксперты ставят на нее федеральные законы, другие — международные договоры. Дискуссия обусловлена различиями в трактовке одного из положений Конституции, по которому международные законы должны приниматься в первую очередь.

Основной аргумент сторонников той точки зрения, что ФЗ должны располагаться выше — далеко не все договоры, подписанные между РФ и другими государствами, попадают под определение, которое присутствует в основном законе страны.

Далее в субординации правовых актов идут подзаконные источники — указы Президента РФ, а также постановления Правительства России и входящих в его структуру министерств.

Следующий уровень правовых актов в РФ — региональный. Он представлен законами и иными нормативными актами, принимаемыми в субъектах: республиках, краях, областях.

Важнейший аспект, который предопределяет сущность Конституции РФ, — отделение муниципальной системы власти от государственной. Однако те законы, которые принимаются в России на местном уровне, формирующим наряду с федеральным и региональным национальную систему права, не должны противоречить Конституции и созданным для реализации ее положений правовым актам.

Как принимался основной закон

Исследовав сущность Конституции РФ, полезно будет также изучить основные моменты, связанные с принятием основного закона России. История конституционного процесса в РФ интересна.

В 1990 году была провозглашена Декларация о суверенитете РСФСР. Фактически это означало, что в новой республике необходимо создавать также обновленную конституцию, отражающую актуальные социально-политические и экономические реалии. В июне 1990 года была сформирована особая Конституционная комиссия, в состав которой вошли Президент РСФСР, а также представители административно-территориальных субъектов, входивших в республику.

Преодолев несколько стадий доработки, проект Конституции в марте 1992 года был опубликован в СМИ. В течение последующих месяцев в соответствии с рекомендациями Съезда народных депутатов, Президента России, экспертов Конституционной комиссии различного профиля в данный документ также вносились поправки. Третий проект основного закона государства был утвержден 16 октября 1992 года. Однако в рамках слушаний Съезда народных депутатов не удалось принять конституцию. По распространенной версии сложности были связаны с противоречиями между органами власти на законодательном и исполнительном уровне. В итоге была высказана инициатива — вынести проект Конституции на всенародное голосование.

В мае 1993 года Конституционная комиссия России вынесла постановление, в котором содержались главные положения проекта Конституции РФ. Основной закон государства в одобренном депутатами Верховного Совета виде был вскоре опубликован, с его содержанием смогли ознакомиться граждане России.

Президентский формат

Сущность Конституции РФ на стадии проекта во многом была связана с реализацией демократических принципов. С точки зрения взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти предполагалось, что полномочия Президента РФ будут сравнительно невелики, страна должна была развиваться как парламентская республика. Однако к октябрю 1993 года был составлен проект Конституции, предполагающий все же главенствующую роль Президента России в системе государственного управления. Предполагалось, что решающее слово относительно принятия основного закона страны скажет народ в процессе референдума.

Всенародное голосование, в рамках которого граждане РФ принимали решение, одобрять ли предложенный властями проект Конституции или отказаться от него, состоялось 12 декабря 1993 года. К тому моменту посредством различных каналов населению России разъяснялись понятие и сущность Конституции РФ, что позволило бы гражданам страны сделать разумный выбор. В голосовании приняли участие более 58 млн россиян, или порядка 54,8% от зарегистрированных избирателей. Проект Конституции одобрили 58,4% проголосовавших. Так впервые в истории России в ходе всенародного голосования была принята национальная Конституция.

businessman.ru

3. Понятие, сущность и виды конституции. Конституционное право зарубежных стран

3. Понятие, сущность и виды конституции

Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую конституцию составляет документ (либо закон, свод законов), который применяется, а также изменяется в особом порядке, имеющий высшую, юридическую силу, способный тем самым регулировать политические системы, духовную жизнь общества, политическую элиту.

Конституция может быть нескольких видов:

1) с точки зрения социализации конституция может быть буржуазного и социалистического типа, а также бывают конституции, переходящие к буржуазному типу, например в странах капиталистической ориентации, и переходящие к социалистическому типу;

2) с точки зрения социальной сущности – это вид развитого капиталистического общества (в Японии, США, Франции), вид конституции тоталитарного социализма (в КНДР, на Кубе), а также полуфеодально-теократические конституции (в Саудовской Аравии, Брунее) и постсоциалистические конституции (в Румынии, Украине), а также демократические, авторитарные и тоталитарные конституции;

3) с точки зрения структуры виды конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные;

4) в зависимости от формы существует два вида конституций: неписаные и писаные. Писаная конституция представляет собой несколько особых разно-

временных актов, официально провозглашенных основными законами конкретной страны. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев;

5) существуют инструментальные и социальные конституции, которые различают по юридическому содержанию;

6) существуют конституции октоированные (дарованные), которые были приняты представительным органом (учредительным собранием или парламентом) и впоследствии одобренные на референдуме, ихразличают по порядку издания;

7) существуют конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации, их различают по территориальному масштабу действия и форме государственности;

8) существуют гибкие и жесткие конституции, они различаются способом изменения. Гибкие конституции могут изменяться в том же порядке, что и другие законы. Для изменения жестких конституций необходимы особые условия и полномочия;

9) существуют конституции программного характера и констатирующие, они различаются целеполаганием. Программные конституции включают в себя все социалистические конституции, которые определяют цели строительства социализма и коммунизма. Констатирующие конституции не содержат в себе программных положений о преобразовании общества;

10) существуют конституции постоянные и временные, они различаются периодом действия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Понятие, сущность и виды конституций

Количество просмотров публикации Понятие, сущность и виды конституций — 70

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ

1. Сущность, понятие и отличительные признаки конституции.

2. Виды конституций.

3. Функции конституции.

4. Основные этапы развития конституционного законодательства Республики Беларусь.

5. Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Беларуси на ноябрьском референдуме 1996 ᴦ. и октябрьском референдуме 2004 ᴦ.

6. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Термин ʼʼконституцияʼʼ (от лат. constitutio — установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений императоров. При этом в собственном (государственно-правовом) смысле термин ʼʼконституцияʼʼ стал использоваться после буржуазных революций. Первая в мире конституция была принята в США 17 сентября 1787 ᴦ. На европейском континœенте первой по времени считается Конституция Речи Посполитой, принятая 3 мая 1791 года. Первая Конституция Французской Республики была принята в сентябре 1791 года.

Сущность конституции традиционно связывают с отражением сложившихся в обществе отношений. Путем принятия конституции государство закрепляет систему органов государственной власти, их полномочия, а также наделяет граждан определœенными правами и свободами. Тем самым, на конституционном уровне устанавливаются принципы взаимоотношений между государством и гражданами.

В современной науке конституционного права общепризнанным является подход к конституции как своеобразному компромиссу между государством и обществом. По мнению профессора Василевича Г.А., демократическая сущность конституции наиболее полно проявляется тогда, ʼʼкогда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всœех социальных групп общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целомʼʼ (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – М., 2002, с.51.).

В учебниках по конституционному праву даются различные определœения конституции как основного закона государства. Одно из стандартных определœений приводится в учебном пособии под редакцией белорусского автора А.И.Сухарковой:

ʼʼКонституция – Основной закон государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, государственное и административно-территориальное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и законов Республики Беларусьʼʼ (см.: Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах. – Мн., 2002, с. 14).

Сущность конституции предопределяет ее отличительные признаки по сравнению с другими актами законодательства. К числу таких признаков в юридической литературе относят следующие положения:

1) принимается народом или от имени народа;

2) обладает высшей юридической силой;

3) имеет наиболее широкую сферу правового регулирования;

4) учреждает систему государственных органов;

5) принимается на длительную перспективу;

6) имеет особый механизм обеспечения и охраны;

7) предусматривается особый порядок внесения изменений и дополнений.

По общему признанию, конституция является общественным соглашением и в связи с этим должна выражать волю и интересы большинства общества. Не случайно, конституции многих государств начинаются словами: ʼʼМы, народ … принимаем (провозглашаем и т.п.) настоящую конституциюʼʼ.

Конституция признается основным законом государства и в этой связи занимает главенствующее положение в системе источников права. Все иные законодательные акты должны соответствовать конституции. В европейских государствах функцию правовой охраны конституции выполняют конституционные суды, которые в установленном порядке могут признавать нормативные акты не соответствующими конституции и, как следствие, не имеющими юридической силы.

Как выше отмечалось, конституционные нормы регулируют в общем виде всœе сферы государственной, общественной и личной жизни. Οʜᴎ носят универсальный характер в том смысле, что касаются всœех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Конституция закрепляет систему органов государственной власти и местного самоуправления, высших должностных лиц, порядок их избрания (назначения), основные полномочия, срок деятельности и т.п. В этом смысле говорят, что конституция имеет учредительный характер.
Размещено на реф.рф
В развитие конституционных положений обычно принимаются органические законы, конкретизирующие правовой статус тех или иных государственных органов и высших должностных лиц.

Конституция является законом длительного действия. Она призвана обеспечить стабильность государственного и общественного строя, действующей правовой системы, в т.ч. прав и свобод граждан.

Конституция имеет особый механизм обеспечения и охраны. Это проявляется в том, что в самой конституции закрепляются гарантии реализации правовых норм. На конкретные государственные органы (парламент, президента͵ правительство, суды) возлагается обязанность следовать конституционным нормам и обеспечить их соблюдение в деятельности других государственных органов и должностных лиц.

Особая роль в охране конституции отводится конституционному суду, который призван осуществлять контроль за соответствием Конституции всœех нормативных актов, издаваемых государственными органами.

Для придания конституции стабильности предусматривается особый порядок ее принятия, а также внесения в нее изменений и дополнений (об этом см. ниже).

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *